Svetlana Menshova (svmensh) wrote,
Svetlana Menshova
svmensh

Два дня по Калужской области. Степановское-Павлищево и окрестности.

В эти выходные решили съездить покататься по Калужской области. Заодно открыть палаточный сезон, правда ночевали мы все-таки в машине. В пятницу вечером Москву начало засыпать снегом, но решили ехать - значит едем, к тому к нам решил присоединиться наш знакомый. Однако утро нас встретило солнышком, которое сопровождало нас все два дня. Так что с погодой нам очень повезло.
Основная точка на первый день маршрута - усадьба Степановское-Павлищево.

Но обо всем по порядку. Сначала наш путь лежал в сторону городища Людимск (или Людимеск - я так и не поняла, как правильно - встречаются оба названия). Городище расположено на правом берегу реки Б.Березуй. Согласно исследованиям существует версия, что город Людимеск был основан приблизительно в XII в. Его территория на то время составляла: детинец — 46×76 м и два посада : 360×130 м и 330×130 м. Площадь детинца 3420 кв.м, посадов — 89700 кв.м. К XIV в. территория Людимеска увеличилась ещё на два посада . Город, а потом и поселение на его месте, по археологическим данным, существовали до XVII в. Вначале город назывался по реке — Березуйск (в XV в. такое название в источниках уже не встречается), а Людимск в первый раз под таким названием упоминается около 1401—1402 гг.

Первый деревянный храм был построен здесь в 1662 году. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу» (1782 год) содержатся следующие сведения о нем: «Перемышльский уезд. Погост Людемской и писцовая церковная земля священно- и церковнослужителей. Домов нет. Жителей нет. На правом берегу речки Большой Березуй, церковь деревянная Спаса Нерукотворного Образа…»
В 1769 году на его месте помещиком Щербачевым был построен каменный храм в честь святителя Николая.

А вокруг красота. Ярко синее небо отражается в речке, даже лужи выглядят нарядными.

Ну а мы двигаемся дальше, к очень нарядной церкви в селе Утешево.
Первые сведения о селе Утешево содержатся в писцовых книгах Московского государства 14 века. Село с окрестными землями получил во владение принявший Крещение татарин Утеш Семенов. По его имени и было названо село.Село Утешево связано с именем героя Отечественной войны 1812 года, участника заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах генерал-майора Давыда Артемьевича Делянова, происходившего из армянских дворян, эмигрировавших в середине 18 веке из Персии. В 1839 году Марией Евдокимовной Деляновой, вдовой Д.А. Делянова, в селе из красного кирпича был построен однопрестольный одноглавый храм в честь Спаса Нерукотворного с колокольней в едином ансамбле. С 1930 года храм был закрыт, а служивший в нем последний священник Константин Куклин в 1937 году был арестован и расстрелян 1 ноября того же года.

Мы уже почти добрались до усадьбы, но сначала заскакиваем посмотреть еще одну церковь - Церковь Николая Чудотворца в Недоходово. Существует несколько версий относительно названия села. По одной- село получило свое название во время Отечественной войны 1812 года. По легенде, во время отступления французской армии Наполеон проходил по нашим местам, и они дошли до Никольской церкви. При входе в церковь французы были ослеплены необычайно ярким свечением. Свет исходил от иконы Святого Николая Чудотворца. По другой версии — в ХIII веке во время монголо-татарского нашествия Батый смог дойти только до этого места, а дальше шли непроходимые леса, и он повернул назад. Эта версия кажется более достоверной. В ее пользу говорят названия близлежащих деревень: Колыхманово (ставка хана Калыма), Курбатово (во время захвата монголы требовали «Кур Батыю») и др. Сейчас этого села уже не существует, окончательно Недоходово исчезло с карты области в 50-х годах, когда проходило укрупнение колхозов.
Каменный храм в честь Св. Николая Чудотворца сооружен в 1871 году генерал-лейтенантом Викинским.

Ну, а теперь собственно усадьба Степановское-Павлищево. Считается, что окрестности Степановского были пожалованы боярскому роду Степановых за верную службу против Великого княжества Литовского еще в XIV веке.
История формирования усадебного комплекса в «Степановском» начинается с конца XVIII в. В это время был построен деревянный ансамбль имения, главный усадебный дом которого просуществовал до начала XX в. и сгорел в 1917 г. Современный облик усадьба приобрела в конце XIX в., при последней владелице, Елизавете Платоновне Степановой, она была перестроена в камне. Муж хозяйки, Василий Александрович Ярошенко, инженер по образованию, вместе с архитекторами спроектировал двухэтажный особняк, главный дом усадьбы, проложил новые аллеи парка, тем самым фактически дав поместью новый облик. Строительство началось в 1895 г. и продолжалось более четырех лет. Кирпич производился в самом имении, остальной материал привозили издалека.
После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Первоначально усадьбу отдали под пионерский лагерь. Одно время здесь размещался детский дом, потом пересыльный лагерь, где, в частности, содержались и несколько тысяч поляков, отправленных потом в Катынь. Долгое время в имении располагались различные лечебные заведения: противотуберкулезный санаторий, лечебно-трудовой профилакторий. Главный дом усадьбы неоднократно ремонтировался, переделывался, в результате чего старая планировка помещений не сохранилась. В 1955 г. здесь велись реставрационные работы, в начале 1970-х годов проводился ремонт кровли и в отдельных местах штукатурка стен. Тогда в главном доме размещался знаменитый санаторий Павлищев Бор. После его закрытия в 1990-х годах произошел сильный пожар, существенно повредивший здание.

Службы усадьбы.

Главный дом.

Это когда-то была лестница, соединяющая главный дом с рекой.

Останки какой-то статуи.

Ворота в усадьбу. Пишут, что они были украшены скульптурами оленей, но как мы не приглядывались, так и не смогли определить - кто бы это был.

А вот это совершенно точно был слон. Вернее, фонтан со слоном.

Ну и несколько советских штучек.

А в поселке нашли вот такую штуку - множество вентилей и гнутых труб.

Потихоньку двигаемся к месту ночевки. По пути нам еще попадается Владимирская церковь 1730 г. постройки.

Церковь Рождества Христова.

Рядом с ней интересное надгробие, вырезанное из цельного камня. Со стороны смотрится, как настоящее дерево.

Петляем по полям и лесам национального парка Угра. Помогаем себе и бобрам правильно расположить поваленное этими неутомимыми тружениками дерево.

Находим еще одну церквушку.

И наконец, где по дорогам, а где и просто по азимуту выходим на берег Угры.

Так как это национальный парк, то места для стоянок здесь предусмотрены и хорошо оборудованы. В сезон здесь, наверное, полно людей. Сейчас же никого, тишина и покой. Устраиваемся на ночевку в изумительно красивом месте среди сосен.

Нас ждет холодная ночевка, еще один насыщенный день. А пока сидим у костра, наслаждаемся сначала закатом. а потом звездным небом. И злорадствуем над оставшимися в Москве...
Tags: заброшка, калужская область, усадьбы, храмы, церкви

• Осетр - Щучий городок.

Еще одна наша летняя поездка предполагала движение вдоль Осетра в сторону Щучьего городка. На этот раз к нам присоединился еще один экипаж, причем…

• Вдоль Вашаны.

Этим летом совершили мы три небольших поездки, но вот времени на написание отчета нет каастрофически. Так уж вышло, но каждый раз наш маршрут…

• Вокруг Онеги. Часть 4.

Наконец мы пробираемся на Кочковнаволок. Мы уже были в этих местах пару лет назад, но на полуостров так и не попали. На этот раз у меня здесь…