Svetlana Menshova (svmensh) wrote,
Svetlana Menshova
svmensh

Два дня по Калужской области. Никола-Ленивец.

Предыдущий день мы посвятили посещению объектов прошлого, сегодня же у нас была запланирована неспешная прогулка по Никола-Ленивцу. Ночь была холодной, к утру все было обсыпано инеем. Вылезать из теплых спальников совершенно не хотелось. Но все же яркое солнышко наконец-таки выгнало нас наружу.








На стоянку мы расположились всего в нескольких километрах от Никола-Ленивца, так что сначала решили заскочить в близлежащее село.
Каменная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1820 в стиле классицизма на средства помещика Алексея Никитича Муромцева. Закрыта в 1937 с целью переоборудования под клуб, но использовалась для хозяйственных нужд колхоза.









В кои веки я попала в объектив фотоаппарата.



А теперь прогулка по Никола-Ленивцу. Парк довольно необычное место, где на территории более 600 гектаров разместились различные арт-объекты. История Никола-Ленивца началась в конце 80=ых годов, когда здесь появились первые художники и архитекторы. Но настоящая слава пришла в 2000-ых. Вместе с крестьянами, местными жителями из ближайших деревень, Николай Полисский создал множество объектов и создал артель «Никола-Ленивецкие промыслы». В 2005 г. Николай Полисский вместе с творческими жителями Николы-Ленивца: Василем Копейко, Анной Щетининой и Василием Щетининым основали фестиваль «Архстояние».
В 2006 г. в деревне Никола-Ленивец состоялся первый фестиваль. За его историю на территории Николы-Ленивца был возведен 101 арт-объект, участие приняло более 150 авторов, среди которых Франсуа Рош (Франция), Николай Полисский (Россия), Александр Бродский (Россия), Адриан Гейзе (Голландия), бюро West 8 (Нидерланды), Manipulazione Internazionale (Россия), Юрий Григорян (Россия) и другие. Объекты, возникшие благодаря «Архстоянию», и внефестивальные объекты Николая Полисского, стали неотъемлемой частью ландшафта Николы-Ленивца.
В 2011 году предприниматель Максим Ноготков приобретает 612 Га вокруг деревни Никола-Ленивец и основывает управляющую компанию проекта «Никола-Ленивец», центр территориальных инициатив «Архполис». В Никола-Ленивце появилось все необходимое для жизни и работы круглый год — гостевые дома, кемпинг и хостел, кафе и кинотеатр под открытым небом, велопрокат и WiFi.
Конечно, осмотреть все объекты за один день мы не смогли. Да и неторопливой нашу прогулку тоже не назовешь, скорее это пробежка от объекта к объекту. Что-же касается самих объектов - есть что-то вполне реалистичное и имеющее практическое значение. Есть просто полет фантазии или какая-то воплощенная в материалах идея. На самом деле, посмотреть довольно интересно, да и просто погулять тоже весьма неплохо.
Теперь непосредственно к тому, что мы увидели. Все описания взяты с официального сайта Никола-Ленивца.

Позолоченный телец.
Деревянный телец состоит из трех ярусов: первый уровень занят голубятней, на второй и третий — можно подняться как на смотровую площадку.
Идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уалл–стрит).Деревянный телец Василия Щетинина — образ, лишенный агрессии. Это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и корабль–ковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизм), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром мощные позолоченные рога венчают скульптуру.







Вселенский разум.

«Вселенский Разум», самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы.

Создать искусственный интеллект — задача непосильная для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле ученые очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какой–нибудь шахматный суперкомпьютер поражает не чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления.«Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету. Ведь космос — это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому.
По задумке так же, как и коллайдер, скульптурный «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации. Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.















Дом над лесом.

Маленький деревянный дом кубической формы, размещённый на прямоугольной площадке из досок, на 6 метров поднятой над землёй. Опорами для площадки служат два ствола мёртвых вязов и крутая деревянная лестница, по которой только и можно подняться в домик. В трёх стенах дома сделаны окна без стёкол, в четвёртой, со стороны лестницы, — дверь. Небольшое пространство между верхом лестницы и дверью выполняет роль маленькой смотровой площадки. Внутри дома находятся две скамьи от стены до стены и стол по центру.



Сарай.

Это небольшая постройка из дерева, которая снаружи кажется ничем не примечательной. Однако основной эффект достигается, когда попадаешь внутрь сарая. Стены и крыша, просверленные под разным углом бесчисленными дырочками, превращают сарай в деревенский планетарий, модель звездного неба.





Городище.

На Городище действительно жили древние балты в позднем железном веке. Археологи достали все доказательства, воссоздали что могли на чертежах и рисунках. Но для того, чтобы представить себе тех людей, их жизнь – этого не достаточно. Слишком мало всего осталось, слишком далеко мы от них ушли. И наверное, только далекими от научных исследований художественными образами можно создать иллюзорную связь с той стоянкой, где когда-то жили древние люди.

Пространственная инсталляция Николая Полисского и Никола–Ленивецких Промыслов размещена в лесу, на месте того самого Городища. Полисский использует весь арсенал своего опыта: он использует природные материалы, крупную гротесковую форму, грубую технику; а так же интерпретирует как рисунки наскальной живописи, так и эстетику художников, конца XIX века, которые воссоздавали образы древних людей и их культуры. Инсталляция Полисского пугает от неожиданной встречи с ней. Ведь стоянка уже давно заросла лесом, и случайный прохожий не догадался бы, что когда-то здесь жил человек. Ничего не осталось. Современное искусство в этом проекте играет удивительную роль. Там, где не справляется археология или история, оно создаёт яркую иллюзию памяти и этим противостоит времени, которое пытается утянуть стоянку древних людей в небытие.









Павильон шишек.

Адриан Гезе руководит масштабными проектами по всему миру и имеет опыт работы с совершенно разными географическими зонами и территориями. Для Калужской области он выбрал абсолютно простой и экологически безупречный материал – шишки, на этот объект ушло около 50 кубометров шишек, которые пришлось даже специально завозить в Никола–Ленивец, собранных в окрестных лесах шишек не хватило.







Борьба дятлов с долгоносиками.



Арка Бернаскони.

Архитектурно объект представляет своеобразный гибрид: это и портал, и триумфальная арка, и башня. Наверх по винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку. По лестнице во втором пилоне можно спуститься в «комнату художника». Арка сложена из шестиметровой доски. Все обрезки используются в качестве конструктивных элементов.









Штурм неба.

Лестница — простейший символ движения, небо — мифологически абсолютно недостижимая цель. «Штурм неба» становится символическим выражением приложенных усилий ради недостижимого, наглядной моделью человеческого целеполагания, где результат определяется степенью ответственности за собственный труд.





Стена сарая.





Походная пагода.





Ленивый зиккурат.

Как говорят архитекторы из проектной группы «Поле-дизайн»: «Все дети строят башни. Из разных кубиков: цветных, с буквами или картинками, новых или старых, потертых, доставшихся "по наследству". "Ленивый Зиккурат" — наша попытка "вырастить" объем из клетей-„кубиков“, без затей и смыслов, поднимая один на другой, следуя только правилам рубки и сборки. Но главное — следуя тому, почти забытому, радостному азарту всех Строителей башен».







Удаленный офис.

Эта небольшая постройка, словно заряженная природой, кажется идеальной для человека, в глуши размышляющего над судьбами мира и отправляющего результаты своей напряженной работы по интернету.

Размещенный на границе с лесом, этот офис имеет два возможных вида: один — на широкое поле, другой — в тенистый лес. Форма окон намеренно акцентирует процесс вглядывания в пейзаж, обрамляя его словно в рамку картины или экран телевизора. Элементарные материалы (белый поликарбонат, обрезная доска, брус) подчеркивают простоту дизайнерского решения. Вечером, если в офисе горит свет, полупрозрачный поликарбонат с горизонтальными линиями бруса напоминает мраморные фасады средневековых итальянских церквей.









Тропа Мебиуса.

Тропа Мёбиуса – часть проекта Soundscape: лесная тропа, которая звучит. Звуки природы и голоса людей смешиваются с музыкой. Дневная магия прогулки по солнечному, говорящему и поющему лесу сменяется звёздами в кронах деревьев, ночными шорохами и шёпотом.
Проход по тропе, закольцованной в бесконечность — неспешная прогулка по истокам мира, когда деревья были большие, а люди только начинали свой путь на земле. Многоканальный звуковой сетап — живой организм: в жизни больше нет стерео, есть только объём.







Обитаемое вещество.

«Обитаемое вещество» было задумано и воплощено как плод взаимопроникновения объекта искусства и архитектуры. Внутри можно найти убежище.





Мост.

От деревни Звизжи до ландшафтного парка Никола-Ленивца по прямой – рукой подать. Но все идут в обход, так как на их пути – река. Смышленые звери бобры построили там плотину, и ручеек разлился в болото, сделав место непроходимым для людей. Наш мост – это одновременно и соединение двух берегов над топью, и символ союза природы и разума: людей и бобров, металла и глины, декоративных кустарников и туземных мхов и камышей.

Вязаный мост – живой объект, который внедряется в среду, постепенно становится ее частью, изменяется и вечно живет вместе с ней.







Белые ворота.

Триумфальные арки традиционно встают на центральных проспектах, увенчают улицы, формирующие транспортный каркас города. Иногда они стоят на оси движения, иногда формируют центр лучами, из которого расходятся проспекты, как знаменитая Площадь Звезды в Париже. Появление такого объекта в поле - это художественный эксперимент.



Бобур.

Tags: калужская область, отдых, поездки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Осетр - Щучий городок.

    Еще одна наша летняя поездка предполагала движение вдоль Осетра в сторону Щучьего городка. На этот раз к нам присоединился еще один экипаж, причем…

  • Вдоль Вашаны.

    Этим летом совершили мы три небольших поездки, но вот времени на написание отчета нет каастрофически. Так уж вышло, но каждый раз наш маршрут…

  • Вокруг Онеги. Часть 4.

    Наконец мы пробираемся на Кочковнаволок. Мы уже были в этих местах пару лет назад, но на полуостров так и не попали. На этот раз у меня здесь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments