Svetlana Menshova (svmensh) wrote,
Svetlana Menshova
svmensh

В окрестностях Ярославля. День первый.

Целых четыре дня выходных - дома сидеть скучно, затевать покатушки лень. Так что отправились мы вдвоем с мужем на три дня в Ярославль.
Выехали мы с утра пораньше, чтобы миновать пробки на Ярославке, что нам в общем-то и удалось. Уже на подступах к Ярославлю было запланировано посещение нескольких точек. Надо сказать, что если в Москве все активно таяло, то в Ярославской области еще царила зима с белоснежными сугробами и заснеженым лесом.
Свернули с Ярославки на дорожки местного значения. А они местами вообще неезженые, приятно - едешь, а перед тобой нетронутый снег.



Посмотрели по дороге церковь Дмитрия Солунского - 1817 года постройки. Закрыта, как и большинство церквей, в 30-ые годы. Она практически разрушена, уцелел только четверик храма с рухнувшими сводами и одной из стен, зато стоит прямо у дороги.





Здесь мы начали понимать, какой глубины нас могут ожидать снежные сугробы. Дальше мы планировали попасть в село Великое, но вот незадача - доехав до очередной деревушки, мы понимаем, что дороги дальше нет. Совсем. То есть мы даже видим на горизонте домики следующей деревни, но она отрезана от нас полем и овражком. Ехать всего-то километр с небольшим, так что решаем проложить свою дорогу. Ну, скажем так, на этот небольшой кусок пробивания дороги мы потратили больше двух часов. Ну никак не получаются у нас асфальтушки в чистом виде.











В итоге, конечно, выбрались и доехали до Великого.
Село Великое было известно уже в XIV веке. В 1392 году здесь сошлись в схватке с татарами русские воины. В 1435 году здесь произошло крупное сражение феодальной войны, где войска Василия Темного сразилась с дружинами Василия Косого и Дмитрия Шемяки. Достаточно сказать что уже в 1607г. село было занесено на географическую карту Российского государства как крупный торговый центр. Здесь находились управление дворцовыми Ростовскими вотчинами съезжая дворцовая изба.
В июле 1612 года в селе останавливались на отдых дружины Минина и Пожарского, которые шли из Ярославля на освобождение Москвы от поляков. Крестьяне села делились с ополченцами провиантом, вели ночной дозор. А затем в ополчение Минина и Пожарского влился и местный отряд.
Не раз село было пристанищем русских царей. В 1613 году по пути из Костромы в Москву на царский престол в селе провел три дня Михаил Романов.
Следуя из Москвы в Ярославль, через село неоднократно проезжал Петр I.
Решив наградить героев Полтавской битвы, Пётр I пожаловал Великое своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение.
Аникита Иванович Репнин — будущий президент Военной коллегии и фельдмаршал — воздвиг в селе величественный храм. Церковь Рождества Богородицы была построена в 1712 году как памятник Полтавской победе. Она положила начало архитектурному ансамблю будущего великосельского кремля. Внук фельдмаршала П.И. Репнин возвел в 1741 году теплую церковь Покрова Богородицы. Позже между храмами появилась соборная 75-метровая колокольня.
Не одно столетие сел находилось на пересечении двух торговых путей: старого ярославского тракта и суздальского. Позднее московско-архангельский тракт проложили через Шопшу, и село оказалось в стороне от основных торговых дорог. Однако Великое не утратило своего значения.
В 1759 г. половину Великого покупает известный промышленник, владелец Ярославской Большой мануфактуры, Cавва Яковлев. К 1792 г. Яковлевы становятся полновластными хозяевами села и создают здесь полотняную мануфактуру.
К середине ХIX в. село Великое стало одним из крупнейших центров льняной промышленности России, здесь проводились ежегодные торговые ярмарки. Это было самое большое село Ярославской губернии с населением более 4 тыс. человек. Село было больше похоже на крупный уездный город, здесь построены 4 храма, более 500 каменных строений.
В 1847г. Деревянное Великое в одночасье превратилось в огромный полыхающий костер: сгорело 200 домов. Через год огонь поглотил ещё 60 строений. С тех пор Великоселы решили ставить кирпичные дома.
Окончательно село сформировалось в конце XIX века. Вокруг «кремля» и главного водоема – Черного пруда (есть ещё Красный и Белый пруды) встали пять центральных посадов, четыре Запрудных и три Слободы.

Великосельский кремль.





Первой в 1712 году в честь победы русских над шведами была возведена летняя церковь Рождества Богородицы.





К югу от церкви Рождества Богородицы в 1741 году была возведена зимняя церковь Покрова Богородицы.









Объединяет весь ансамбль 75-метровая колокольня, состоящая из семи ярусов. Ее строительство было завершено в 1758 году. В основе колокольни лежит четверик, на нём шесть восьмериков. На западной стороне прорублено символическое «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.
Весь комплекс завершала каменная ограда с четырьмя башнями-часовнями и торговыми рядами.





Затем мы направились к Боголюбской церкви. Церковь в честь иконы Боголюбской Божьей Матери была построена в 1847 году.
Эта кладбищенская церковь возведена на средства церковного старосты, крестьянина села Михаила Крашенинникова и прихожан. Сейчас церковь действующая. Она восстановлена, отремонтирована.







Еще одно интересное здание, которое никак нельзя пропустиь в Великом - особняк Локалова. Создателем этой архитектурной жемчужины (здание построено в 1888 – 1890 годах) был архитектор Федор Осипович Шехтель, один из крупнейших зодчих рубежа 19-20 веков. Владельцем особняка был Александр Алексеевич Локалов. Его отец, бывший крепостной, выкупился на волю за 5 лет до отмены крепостного права. Предприимчивый выходец из крестьян основал текстильную мануфактуру в городе Гаврилов – Ям.
Здание напоминает древнерусский терем с башенкой, увенчанной шпилем с затейливым флюгером. Около здания находились подсобные помещения: оранжерея, каретная, конюшня, баня. Сейчас в нем находиться Великосельский детский дом.







Еще немного прогулялись по селу.













Дальше у нас Церковь рождества Пресвятой Богородицы в Гагарино. Построена на средства прихожан. В XIX в. перестраивалась (расширена трапезная). В советское время закрыта, здание использовалось под зернохранилище.Кто был в радиолокационных шарах, знает как там усиливаются звуки. Первый раз встретила похожее в церкви. Под зданием явно расположены пустоты. Когда идешь (а пол там весь засыпан толстым слоем чего-то мягкого - то ли опилки, то ли еще что-то) звук шагов (хотя его там вообще не должно быть) усиливается. Причем происходит это с задержкой. А если стукнуть по полу - то не только звук усиливается, но и начинается все усиливающаяся вибрация, которую просто кожей чувствуешь. Ощущение такое, что сейчас все вокруг просто рассыплется. Как-то тревожно и, даже не знаю, как описать это ощущение - хочется уйти побыстрее.









Две церкви в Ставотино.
"Ставотино, казенное село при прудах, в 35 верстах от Ярославля; дворов 48, душ муж. пола 138, жен. пола 151.Церквей две: одна во имя Рождества Христова, построена в 1783 году, а другая св. Николая построена в 1793 году.
В селе волостное правление, училище, маслобойный завод, мелочные лавки."
А. А. Титов «Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда». Издание И. А. Вахрамеева. Москва, «Русская» типо-литография, Бол. Дмитровка, д. Шаблыкина. 1883 г.

Летний (холодный) Храм во имя Рождества Христова (церковь Рождества Христова.) Построен в 1728 году на средства прихожан. В советский период в храме был склад зерна. И Храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Зимний (теплый), каменный, пятиглавый, однопрестольный храм. Построен в 1796 году на средства прихожан. Расписан в XIX веке, в 1928 живопись обновлена художником Болотовым. В нем также в советское время хранили зерно.









Церковь Иконы Божьей Матери Казанская в Вышеславском.
Каменный, пятиглавый храм был построен 1724 году на средства прихожан на месте деревянной церкви начала 17 века. В 1890 году при храме открыта церковно-приходская школа.
Закрыт в 1932 году. В советский период в храме располагались склад, автомастерская, клуб.
В настоящее время храм заброшен.











До церкви в Еремеевском мы добрались, но оказалась она за забором. Правда, там и смотреть нечего. Зато заинтересовало то, что за забором еще. Вроде как фермерское хозяйство. Но что-то не складывается у меня представление об этих постройках как о ферме. Попробую что-нибудь узнать, заинтересовало, скорее похоже на комплекс для отдыха в проекте.





И уже в сумерках въезжаем в Ярославль. Нас уже ждет ТетАн, но все-таки решаем заглянуть посмотреть на усадьбу Коковцовых. Мы даже не уверены, что она еще стоит, но она на месте и нам даже удалось побывать внутри.
Усадьба эта принадлежала знаменитому и древнему роду дворян Коковцевых (Коковцовых) из Ярославля. Этот род был отмечен царями еще в 1627 году. Самый известный представитель династии - Владимир Иванович Коковцов, в начале XX века министр финансов страны, после убийства Столыпина с 1911 по 1914 год Председатель Совета Министров Российской Империи. Владел род небольшим селением Новоселки, что под Ярославлем. Яркий представитель династии – Николай Иванович Коковцев – здесь в конце XVIII века решил построить фамильное дворянское гнездо. Так и появилась усадьба. Было сооружено здание, а рядом с ним разбит потрясающий по своей красоте парк с прудами.
Пруды сохранились до наших дней. Всего их три. Главный дом усадьбы стоит на берегу самого большого из водоемов. Фасад здания «смотрит» прямо на пруд, к которому примыкает парк. Сейчас от парка осталась лишь пятая часть. Кстати, в парке (верней, в том, что от него осталось) до сих пор просматриваются аллеи. А дно прудов, по легенде, было вымощено кафельной плиткой. Помимо главного здания, на территории усадьбы находятся еще флигель, конюшня и каретник. Правда, от каретника сейчас осталось лишь кирпичное основание.
Как это обычно бывает, усадьба XVIII века не может быть без призраков. В далекие времена в одном из прудов из-за неразделенной любви утопилась Лидия Коковцева. С тех пор, как не раз рассказывали местные жители, девушка периодически появляется по ночам и просит конфеты.
В годы советской власти усадьбу ожидала классическая для сооружений подобного рода судьба. Сначала здесь обосновался полк, затем тут был открыт детский сад, а после него – библиотека. В конце концов весь особняк был занят коммуналками. Людей поселили даже в здание бывших конюшен. Одна квартирка размещалась в одном стойло.
Позднее второй этаж главного здания занял филиал дома культуры «Радий». Там открылись детские кружки, проводились дискотеки… Но после пожара в "Хромой лошади" его закрыли, людей стали расселять. Я , правда, так и не поняла, всех ли уже расселили или все-таки первый этаж и антресоли еще жилые.
В одночасье были расселены и конюшни. В один «прекрасный» вечер несущая стена внезапно накренилась, поехали балки… Был риск обрушения, поэтому людей спешно эвакуировали. Тем не менее, здание тогда устояло, но сейчас продолжает разрушаться. У флигеля судьба была не лучше – у здания проваливалась крыша и рушились стены.







Внутри из прежнего убранства отлично сохранились карнизы, в одной из комнат отделка под мрамор.

















Сейчас здесь пытается выживать и поддерживать здание хоть в каком-то более-менее приемлемом культурный центр.
Tags: Ярославская область, путешествие, усадьбы, храмы, церкви
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Осетр - Щучий городок.

    Еще одна наша летняя поездка предполагала движение вдоль Осетра в сторону Щучьего городка. На этот раз к нам присоединился еще один экипаж, причем…

  • Вдоль Вашаны.

    Этим летом совершили мы три небольших поездки, но вот времени на написание отчета нет каастрофически. Так уж вышло, но каждый раз наш маршрут…

  • Вокруг Онеги. Часть 4.

    Наконец мы пробираемся на Кочковнаволок. Мы уже были в этих местах пару лет назад, но на полуостров так и не попали. На этот раз у меня здесь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments