Svetlana Menshova (svmensh) wrote,
Svetlana Menshova
svmensh

В окрестностях Ярославля. День первый.

Целых четыре дня выходных - дома сидеть скучно, затевать покатушки лень. Так что отправились мы вдвоем с мужем на три дня в Ярославль.
Выехали мы с утра пораньше, чтобы миновать пробки на Ярославке, что нам в общем-то и удалось. Уже на подступах к Ярославлю было запланировано посещение нескольких точек. Надо сказать, что если в Москве все активно таяло, то в Ярославской области еще царила зима с белоснежными сугробами и заснеженым лесом.
Свернули с Ярославки на дорожки местного значения. А они местами вообще неезженые, приятно - едешь, а перед тобой нетронутый снег.



Посмотрели по дороге церковь Дмитрия Солунского - 1817 года постройки. Закрыта, как и большинство церквей, в 30-ые годы. Она практически разрушена, уцелел только четверик храма с рухнувшими сводами и одной из стен, зато стоит прямо у дороги.





Здесь мы начали понимать, какой глубины нас могут ожидать снежные сугробы. Дальше мы планировали попасть в село Великое, но вот незадача - доехав до очередной деревушки, мы понимаем, что дороги дальше нет. Совсем. То есть мы даже видим на горизонте домики следующей деревни, но она отрезана от нас полем и овражком. Ехать всего-то километр с небольшим, так что решаем проложить свою дорогу. Ну, скажем так, на этот небольшой кусок пробивания дороги мы потратили больше двух часов. Ну никак не получаются у нас асфальтушки в чистом виде.











В итоге, конечно, выбрались и доехали до Великого.
Село Великое было известно уже в XIV веке. В 1392 году здесь сошлись в схватке с татарами русские воины. В 1435 году здесь произошло крупное сражение феодальной войны, где войска Василия Темного сразилась с дружинами Василия Косого и Дмитрия Шемяки. Достаточно сказать что уже в 1607г. село было занесено на географическую карту Российского государства как крупный торговый центр. Здесь находились управление дворцовыми Ростовскими вотчинами съезжая дворцовая изба.
В июле 1612 года в селе останавливались на отдых дружины Минина и Пожарского, которые шли из Ярославля на освобождение Москвы от поляков. Крестьяне села делились с ополченцами провиантом, вели ночной дозор. А затем в ополчение Минина и Пожарского влился и местный отряд.
Не раз село было пристанищем русских царей. В 1613 году по пути из Костромы в Москву на царский престол в селе провел три дня Михаил Романов.
Следуя из Москвы в Ярославль, через село неоднократно проезжал Петр I.
Решив наградить героев Полтавской битвы, Пётр I пожаловал Великое своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение.
Аникита Иванович Репнин — будущий президент Военной коллегии и фельдмаршал — воздвиг в селе величественный храм. Церковь Рождества Богородицы была построена в 1712 году как памятник Полтавской победе. Она положила начало архитектурному ансамблю будущего великосельского кремля. Внук фельдмаршала П.И. Репнин возвел в 1741 году теплую церковь Покрова Богородицы. Позже между храмами появилась соборная 75-метровая колокольня.
Не одно столетие сел находилось на пересечении двух торговых путей: старого ярославского тракта и суздальского. Позднее московско-архангельский тракт проложили через Шопшу, и село оказалось в стороне от основных торговых дорог. Однако Великое не утратило своего значения.
В 1759 г. половину Великого покупает известный промышленник, владелец Ярославской Большой мануфактуры, Cавва Яковлев. К 1792 г. Яковлевы становятся полновластными хозяевами села и создают здесь полотняную мануфактуру.
К середине ХIX в. село Великое стало одним из крупнейших центров льняной промышленности России, здесь проводились ежегодные торговые ярмарки. Это было самое большое село Ярославской губернии с населением более 4 тыс. человек. Село было больше похоже на крупный уездный город, здесь построены 4 храма, более 500 каменных строений.
В 1847г. Деревянное Великое в одночасье превратилось в огромный полыхающий костер: сгорело 200 домов. Через год огонь поглотил ещё 60 строений. С тех пор Великоселы решили ставить кирпичные дома.
Окончательно село сформировалось в конце XIX века. Вокруг «кремля» и главного водоема – Черного пруда (есть ещё Красный и Белый пруды) встали пять центральных посадов, четыре Запрудных и три Слободы.

Великосельский кремль.





Первой в 1712 году в честь победы русских над шведами была возведена летняя церковь Рождества Богородицы.





К югу от церкви Рождества Богородицы в 1741 году была возведена зимняя церковь Покрова Богородицы.









Объединяет весь ансамбль 75-метровая колокольня, состоящая из семи ярусов. Ее строительство было завершено в 1758 году. В основе колокольни лежит четверик, на нём шесть восьмериков. На западной стороне прорублено символическое «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.
Весь комплекс завершала каменная ограда с четырьмя башнями-часовнями и торговыми рядами.





Затем мы направились к Боголюбской церкви. Церковь в честь иконы Боголюбской Божьей Матери была построена в 1847 году.
Эта кладбищенская церковь возведена на средства церковного старосты, крестьянина села Михаила Крашенинникова и прихожан. Сейчас церковь действующая. Она восстановлена, отремонтирована.







Еще одно интересное здание, которое никак нельзя пропустиь в Великом - особняк Локалова. Создателем этой архитектурной жемчужины (здание построено в 1888 – 1890 годах) был архитектор Федор Осипович Шехтель, один из крупнейших зодчих рубежа 19-20 веков. Владельцем особняка был Александр Алексеевич Локалов. Его отец, бывший крепостной, выкупился на волю за 5 лет до отмены крепостного права. Предприимчивый выходец из крестьян основал текстильную мануфактуру в городе Гаврилов – Ям.
Здание напоминает древнерусский терем с башенкой, увенчанной шпилем с затейливым флюгером. Около здания находились подсобные помещения: оранжерея, каретная, конюшня, баня. Сейчас в нем находиться Великосельский детский дом.







Еще немного прогулялись по селу.













Дальше у нас Церковь рождества Пресвятой Богородицы в Гагарино. Построена на средства прихожан. В XIX в. перестраивалась (расширена трапезная). В советское время закрыта, здание использовалось под зернохранилище.Кто был в радиолокационных шарах, знает как там усиливаются звуки. Первый раз встретила похожее в церкви. Под зданием явно расположены пустоты. Когда идешь (а пол там весь засыпан толстым слоем чего-то мягкого - то ли опилки, то ли еще что-то) звук шагов (хотя его там вообще не должно быть) усиливается. Причем происходит это с задержкой. А если стукнуть по полу - то не только звук усиливается, но и начинается все усиливающаяся вибрация, которую просто кожей чувствуешь. Ощущение такое, что сейчас все вокруг просто рассыплется. Как-то тревожно и, даже не знаю, как описать это ощущение - хочется уйти побыстрее.









Две церкви в Ставотино.
"Ставотино, казенное село при прудах, в 35 верстах от Ярославля; дворов 48, душ муж. пола 138, жен. пола 151.Церквей две: одна во имя Рождества Христова, построена в 1783 году, а другая св. Николая построена в 1793 году.
В селе волостное правление, училище, маслобойный завод, мелочные лавки."
А. А. Титов «Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда». Издание И. А. Вахрамеева. Москва, «Русская» типо-литография, Бол. Дмитровка, д. Шаблыкина. 1883 г.

Летний (холодный) Храм во имя Рождества Христова (церковь Рождества Христова.) Построен в 1728 году на средства прихожан. В советский период в храме был склад зерна. И Храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Зимний (теплый), каменный, пятиглавый, однопрестольный храм. Построен в 1796 году на средства прихожан. Расписан в XIX веке, в 1928 живопись обновлена художником Болотовым. В нем также в советское время хранили зерно.









Церковь Иконы Божьей Матери Казанская в Вышеславском.
Каменный, пятиглавый храм был построен 1724 году на средства прихожан на месте деревянной церкви начала 17 века. В 1890 году при храме открыта церковно-приходская школа.
Закрыт в 1932 году. В советский период в храме располагались склад, автомастерская, клуб.
В настоящее время храм заброшен.











До церкви в Еремеевском мы добрались, но оказалась она за забором. Правда, там и смотреть нечего. Зато заинтересовало то, что за забором еще. Вроде как фермерское хозяйство. Но что-то не складывается у меня представление об этих постройках как о ферме. Попробую что-нибудь узнать, заинтересовало, скорее похоже на комплекс для отдыха в проекте.





И уже в сумерках въезжаем в Ярославль. Нас уже ждет ТетАн, но все-таки решаем заглянуть посмотреть на усадьбу Коковцовых. Мы даже не уверены, что она еще стоит, но она на месте и нам даже удалось побывать внутри.
Усадьба эта принадлежала знаменитому и древнему роду дворян Коковцевых (Коковцовых) из Ярославля. Этот род был отмечен царями еще в 1627 году. Самый известный представитель династии - Владимир Иванович Коковцов, в начале XX века министр финансов страны, после убийства Столыпина с 1911 по 1914 год Председатель Совета Министров Российской Империи. Владел род небольшим селением Новоселки, что под Ярославлем. Яркий представитель династии – Николай Иванович Коковцев – здесь в конце XVIII века решил построить фамильное дворянское гнездо. Так и появилась усадьба. Было сооружено здание, а рядом с ним разбит потрясающий по своей красоте парк с прудами.
Пруды сохранились до наших дней. Всего их три. Главный дом усадьбы стоит на берегу самого большого из водоемов. Фасад здания «смотрит» прямо на пруд, к которому примыкает парк. Сейчас от парка осталась лишь пятая часть. Кстати, в парке (верней, в том, что от него осталось) до сих пор просматриваются аллеи. А дно прудов, по легенде, было вымощено кафельной плиткой. Помимо главного здания, на территории усадьбы находятся еще флигель, конюшня и каретник. Правда, от каретника сейчас осталось лишь кирпичное основание.
Как это обычно бывает, усадьба XVIII века не может быть без призраков. В далекие времена в одном из прудов из-за неразделенной любви утопилась Лидия Коковцева. С тех пор, как не раз рассказывали местные жители, девушка периодически появляется по ночам и просит конфеты.
В годы советской власти усадьбу ожидала классическая для сооружений подобного рода судьба. Сначала здесь обосновался полк, затем тут был открыт детский сад, а после него – библиотека. В конце концов весь особняк был занят коммуналками. Людей поселили даже в здание бывших конюшен. Одна квартирка размещалась в одном стойло.
Позднее второй этаж главного здания занял филиал дома культуры «Радий». Там открылись детские кружки, проводились дискотеки… Но после пожара в "Хромой лошади" его закрыли, людей стали расселять. Я , правда, так и не поняла, всех ли уже расселили или все-таки первый этаж и антресоли еще жилые.
В одночасье были расселены и конюшни. В один «прекрасный» вечер несущая стена внезапно накренилась, поехали балки… Был риск обрушения, поэтому людей спешно эвакуировали. Тем не менее, здание тогда устояло, но сейчас продолжает разрушаться. У флигеля судьба была не лучше – у здания проваливалась крыша и рушились стены.







Внутри из прежнего убранства отлично сохранились карнизы, в одной из комнат отделка под мрамор.

















Сейчас здесь пытается выживать и поддерживать здание хоть в каком-то более-менее приемлемом культурный центр.
Tags: Ярославская область, путешествие, усадьбы, храмы, церкви
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Осетр - Щучий городок.

    Еще одна наша летняя поездка предполагала движение вдоль Осетра в сторону Щучьего городка. На этот раз к нам присоединился еще один экипаж, причем…

  • Вдоль Вашаны.

    Этим летом совершили мы три небольших поездки, но вот времени на написание отчета нет каастрофически. Так уж вышло, но каждый раз наш маршрут…

  • Вокруг Онеги. Часть 4.

    Наконец мы пробираемся на Кочковнаволок. Мы уже были в этих местах пару лет назад, но на полуостров так и не попали. На этот раз у меня здесь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments